Биология пчелиной семьи и современные способы пчеловодства

Биология пчелиной семьи и современные способы пчеловодства

Лектор: Лукбанов В, Сагындыков Н

Эксперт: Савин Анатолий Павлович

Отрасль: Пчеловодство

Направление: Животноводство / Пчеловодство / Алматинская область

Базовое хозяйство: ИП Алибек Нигмашев

Даты семинаров: 06.08.16, 01.10.16,

Место проведение: Талгарский район

Продолжительность: 8 часов

  |   Оценило: 0  

Время

Мероприятие, тема занятий

08.30-09.00

Регистрация  участников

09.00-10.00

Лекция 1: Состав пчелиной семьи.

 

10.00-11.00

Лекция 2: Строение медоносных пчел

 

11.00-11.15

Кофе-брейк

11.15-12.00

Лекция 3: История развития пчеловодства

 

 

12.00-13.00

Лекция 4: Современные способы пчеловождения.

 

13.00-14.00

Обед

14.00-14.15

Лекция 5: Организация пасеки.

 

14.15-14.30

Лекция 6: Расчет оптимальной численности пчелиных семей на пасеки.

 

14.30-14.45

Лекция 7: Основные правила осмотра пчелиных семей.

14.45-15.00

Лекция 8: Государственная поддержка и регулирование в области пчеловодства

15.00-17.30

Практическое занятие: Демонстрация практических приемов работы с пчелиной семьей.

17.30-18.00

Анкетирование. Вручение сертификатов.

Цель обучения: Передача знаний и практических навыков субъектам АПК, заинтересованных в организации пасек или пчеловодческих хозяйств в своих регионах.

Категория слушателей: Ответственные работники хозяйствующих субъектов, занимающихся содержанием пчелиных семей или заинтересованных в развитии данного направления, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся инициаторами новых проектов по пчеловодству.

В результате освоения методики семинара участник должен:

Знать:

  • этапы развития пчеловодства;
  • внешнее и внутреннее строение медоносных пчел;
  • способы и приемы пчеловождения;
  • основные виды корма медоносных пчел и способы его заготовки;
  • основы перекрёстного опыления;
  • устройство пчелиного улья, основные инструменты и инвентарь;
  • экономическую эффективность пчеловодного хозяйства;

Уметь:

  • выбирать место для пасеки;
  • рассчитать оптимальное число пчелиных семей на данной местности;
  • проводить осмотр пчелиных семей.

Владеть

  • техникой разведения пчел, содержания их на основе знаний жизни особей и пчелиной семьи в целом.
  • навыками различения пчел по породам.
  • современными способами пчеловождения.
  • способами организации, управления и планирования пасеки.

Продолжительность обучения: всего по теме «Биология пчелиной семьи и современные способы пчеловодства. Организация, управление и планирование пасеки» один день - 8 часов. Из них аудиторных – 5 часов, практических занятий – 3 часа.

Лекция излагается доступным языком и имеет краткую презентацию для визуализации учебного материала, а также описанных в нем примеров и расчетов.

Практические занятия проводятся на объектах, где производственная деятельность осуществляется в полном соответствии с описанной в учебном материале технологией, а также достигнуты наивысшие качественные и количественные показатели эффективности на практике.

Лекция 1: Состав пчелиной семьи.

Разъясняется понятие пчелиной семьи. Описываются существующие сообщества. Предоставляется краткая информация об их биологических и структурных признаках.

Описывается также система разделения функций между его индивидами, а также их зависимость от всего сообщества в целом.

Приводятся характеристики и биологические особенности пчелиной матки, трутней и рабочих пчел.

Особое значение уделяется признакам пчелиной семьи, в частности приводится информация о: 

            общности происхождения пчел;

            общности выращивания большого количества расплода, кормления, защиты гнезда и регулирования микроклимата своего жилища;

            распределении работ между отдельными особями и отдельными группами пчел в зависимости от возраста и физиологического состояния их организма;

            неспособности членов сообщества к самостоятельному существованию;

           подчиненности жизни и работы отдельных особей общим функциям всей семьи.

           Приводится описание репродуктивных органов матки, рабочих пчел и трутней.

Лекция 2: Строение медоносных пчел.

Описывается внешнее строение пчел.

Раскрываются особенности наружных покровов пчел и структура хитиновой оболочки.

Анатомия и физиология пчел. Раскрывается строение и функции пищеварительной системы. Описывается влияние различных видов кормов, в частности белковых и углеводных продуктов. Их качество, количество и химический состав.

Приводятся обширные сведения о кровеносной системе и схема циркуляции гемолимфы в теле пчелы.

Функция выделительной и дыхательной систем.

Приводится исчерпывающая информация об органах размножения.

Раскрываются особенности работы по оплодотворению, а также половых систем матки, рабочей пчелы и трутня.

Лекция 3: История развития пчеловодства.

Дикое пчеловодство. Бортевое пчеловодство. Совреиенное пчеловодство – рамочные улья, различные виды ульев, системы пчеловождения.

Лекция 4: Современные способы пчеловождения.

Существующие типовые подходы, основанные на конструкции улья. Породы медоносных пчел. Природно-климатические условия и конструкции ульев.

Различные цели методов пчеловождения.

Характеристики методов пчеловождения на рамку 145.

Применение многокорпусных ульев для пчеловождения.

Особенности пчеловождения в ульях Удав.

Принципы пчеловождения В.Ю.Шимановского и А.П. Озерова.

Принципы метода пчеловождения Цебро.

Преимущества пчеловождения в ульях лежаках.

Лекция 5: Организация пасеки.

Классификация пасек. Особенности их типов. Приводятся преимущества опылительно – медовых, племенных, разведенческих, опытных, стационарных или кочевых.

Приводятся примеры выбора места для пасеки

Влияние выбора местности на эффективность. Свойства  ранневесенних медоносов и пыльценосов, а также водных источников.

Выбор конструкции ульев.

Выбор породы медоносных пчел.

Описание списка стандартного комплекта инструментов и инвентаря, необходимых для полноценной работы с пчелами.

Лекция 6: Расчет оптимальной численности пчелиных семей на пасеки.

О составе медоносных угодий, их количестве, характере растущих медоносов и календаре цветения.

Приводятся примеры формирования карты местности с охватом оптимального продуктивного облета.

Количество, виды медоносов и их медопродуктивность (таблица медопродуктивности растений).

Лекция 7: Основные правила осмотра пчелиных семей.

Правила техники безопасности при работе с пчелами. Строение защитного костюма.

Стандарты гигиены пчеловода.

Существующие меры безопасности при осмотре пчелиной семьи.

Порядок осмотра пасеки и рекомендации по их обслуживанию.

Лекция 8: Государственная поддержка и регулирование в области        пчеловодства

Основные выдержки из Закона Республики Казахстан «О пчеловодстве». Разъяснение подзаконных актов. Краткая информация о мерах государственного регулирования охраны, использования и воспроизводства пчел.

О порядке получения разрешительных документов для организации пчеловодства.

О порядке размещения пасеки в рамках установленных земельным законодательством Республики Казахстан требований.

Описание программы «Экстеншн» по направлению «пчеловодство», а также о мерах информационно-маркетингового обеспечения субъектов данной отрасли.

О предоставляемых ВУЗами возможностях по обучению данной специальности. О порядке поступления в магистратуру в рамках предоставленным ими грантовых программ.   

Кратко излагается компетенция местных исполнительных органов в вопросах селекционно-племенной работы и меры господдержки (субсидирования) ведения племенного дела в пчеловодстве.

Описываются также правила возмещения ставки вознаграждения по кредитам и лизингу.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

Внимание! При посещении пасеки необходимо одеть лицевые маски.

Экскурсия-ознакомление по территории пчеловодного хозяйства, обращая внимание на медоносы и пыльценосы в доступной видимости. Знакомство с современными  технологиями содержания и разведения пчелиных семей.

Организация работ:

по демонстрации правил осмотра пчелиной семьи  на примере отдельно взятого улья.

На рамках найти – матку, трутня и рабочих пчел.

Блиц-опрос слушателей для анализа усвоения ими изученного материала. Итоговый контроль.